В

Всё о жанре автофикшн

Время на прочтение: 4 мин.

Совсем скоро в прямой эфир выйдет новая мастерская-интенсив «Все события реальны, имена не изменены: пишем автофикшн». Мастерскую проведут молодые писатели Наталья Калинникова и Арина Бойко.

Наталья Калинникова — писательница, преподаватель creative writing, редактор, филолог, выпускница магистратуры «Литературное мастерство» (НИУ ВШЭ). Публиковалась в сборниках рассказов, журналах, онлайн-изданиях.

Арина Бойко — писательница и драматург. Окончила магистратуру «Литературное мастерство», училась по обмену в George Mason University (США). Рассказы публиковались в сборниках и журналах. Арина ведет телеграм-канал об автофикшн «Go fiction yourself».

В ожидании эфира филолог Марсель Хамитов расспросил мастеров о мире автофикшн и предстоящих занятиях.

Почему именно сейчас мы видим такой бум автофикшн? Как вы думаете, это временная мода или долгосрочный тренд в современной прозе?

На самом деле, бум случился на Западе ещё в 2010-е, теперь эта волна наконец докатилась и до нас — благодаря издательствам, которые заинтересовались зарубежными автофикшн-бестселлерами. Сейчас это, безусловно, тренд, но я бы не хотела рассуждать о нём в понятиях «временное»/«долгосрочное». Автофикшн — уже сложившийся жанр, у него есть свой канон и свой авангард, постоянно появляется что-то новое. Надеюсь, что и российских авторов, работающих в этом жанре, со временем станет больше.

Что необходимо начинающему автору, который хочет попробовать себя на этом поприще?

Арина Бойко

Читать автофикшн и вообще всё, что содержит эго-документы (автобиографии, дневники, переписку и др.), чтобы понимать, как это делали другие авторы. Рассказывать о себе, на самом деле, не так просто, как кажется. И записаться на наш курс, конечно же — формат интенсива отлично подходит для того, что попробовать, ваше это или нет.

Какую степень историчности/достоверности стоит соблюдать в тексте такого жанра? Или соотношение реального и вымысла не имеет значения?

Безусловно, имеет, но эта степень всегда остается на усмотрение автора. Это большой и спорный вопрос, которому мы посвящаем отдельную дискуссию на наших занятиях. На мой взгляд, главное тут — сюжет: если реальный случай, который вы хотите описать в своём тексте, самодостаточен, то можно обойтись и без вымысла. Известно, что жизнь иногда подкидывает нам сюжеты оригинальнее самого смелого авторского замысла. Но сможете ли вы подобрать такие слова, такие интонации, чтобы не задеть чувства других людей? Вот в чем вопрос.

Наталья Калинникова

Как будут устроены занятия в вашей мастерской в CWS?

Так как нам пришлось перенести курс в онлайн, мы полностью переформатировали наши занятия. Они по-прежнему будут состоять из теоретической и практической частей, но устроены так, чтобы участникам и участницам было максимально комфортно усваивать материал, а онлайн взаимодействие не сильно выматывало. Но работы будет много! Мы приготовили нескучные писательские упражнения, домашние задания, тренинги в группах и другие интерактивные форматы.  

Автофикшн подразумевает, что в основе сюжета будет лежать реальный опыт. Не получится, что на занятиях вам придется косвенно обсуждать личную жизнь участников? 

Все-таки обсуждать текст о событиях из жизни и обсуждать сами события – разные вещи. Последним мы не занимаемся. Конечно, если кто-то из участников или участниц хочет поделиться своей личной историей с группой — мы только за, но важно понимать, что это не групповая психотерапия.

Пять полезных советов для тех, кто хочет научиться писать автофикшн:

  1. Слушайте сердцем. В случае автофикшн как никогда актуален простой совет: пишите про то, что у вас отзывается. Этот жанр восприимчив к любым темам, кроме равнодушия (впрочем, и это, при желании, можно сделать авторским приемом).
  2. Помните не только про «авто», но и про «фикшн». Читатели вряд ли полезут в гугл-карты, чтобы проверить, правда ли ваша улица выглядит точно так же, как вы ее описали. Но если ваш текст будет недостоверным с художественной точки зрения (обилие штампов, слабые метафоры, канцелярский язык), они это сразу же заметят.
  3. Фантазируйте. Иногда события, описанные точь-в-точь как в жизни, как ни странно, выглядят нереальными, надуманными. Добавьте щепотку вымысла — и текст заиграет новыми красками!
  4. Не бойтесь нарушать правила. Повествование в автофикшн может быть каким угодно: от первого лица или от третьего, в настоящем времени или в прошедшем — а может вообще прекрасно обходиться без времени и лица. Это может поначалу сбивать с толку, если вы привыкли к более консервативному виду письма, а может, наоборот, вдохновлять на эксперименты.
  5. Имена и фамилии иногда лучше менять. Хотя Крис Краус бы поспорила.

Что почитать: пять лучших книг автофикшн

  1. Сильвия Плат «Под стеклянным колпаком». «Золотая классика» автофикшн. История начинается как типичный роман взросления: молодая девушка отправляется покорять Нью-Йорк. Она талантлива и умна, но увы — впереди её ждут отнюдь не успех и признание, а возвращение домой и… нечто страшное, удушающее, как стеклянный колпак, из-под которого почти невозможно выбраться. В основе романа — подлинная история Сильвии Плат: стремительная потеря собственной личности и медленное, болезненное возвращение к реальности.
  2. Айлин Майлз «Инферно». Наверняка вы слышали выражение «проза поэта». Обычно под этим подразумевается нечто милое, но витиеватое, ведь все поэты — мечтатели, и скупая проза не их стихия. Так вот: забудьте всё, что вы про это знали! Потому что Айлин Майлз — пожалуй, один из самых блестящих современных авторов.
  3. Джанет Уинтерсон «Не только апельсины». Джанет Уинтерсон — пионерка английской квир- и лгбт-прозы (сейчас уже, правда, бабушка — этот роман вышел в 1985 году, а у нас его перевели только в 2019). Страшно трогательная история про девочку, которая жила в страшных бытовых условиях у страшно правильных людей. Хэппи энд прилагается.
  4. Крис Краус I Love Dick Любить до безумия, яростно добиваться своего, забрасывая объект страсти откровенными посланиями — привилегия белых цисгендерных мужчин? «Как бы не так», —  говорит Крис Краус и создаёт роман на основе своих писем к арт-критику Дику, интеллектуалу, в которого когда-то была влюблена без памяти. Выстоять под этим напором будет сложно даже читателю.
  5. Наталия Мещанинова «Рассказы». Современные российские авторы всё чаще высказываются на тему домашнего насилия. Наталия Мещанинова была одной из первых, кто посвятил этой важной теме целую книгу. Она совсем небольшая, 128 страниц, ее можно прочитать буквально за пару часов. Но эта пара часов подарит вам такой эмоциональный всплеск, что вы уже больше никогда не забудете ни главную героиню, ни её страшную тайну. 

Больше интересных книг — в авторских подборках зарубежных автофикшн и российских изданий.